Вы здесь

Готовность к школе

Весной и летом многие родители шестилетних детей решают вопрос: Готов ли наш ребенок к школе? Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ребенок, чтобы он был готов к школе.

Прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор определенных продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разными, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Итак, первый вопрос: хочет ли ребенок в школу? Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Но это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия, - является новым. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что по статусу место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети в шесть лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ними обязанности, например, рано вставать, готовить уроки. Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы говорили.

А слышали вы, как жалостливые бабушки-тетушки, обсуждая приближение школьного обучения, приговаривают: «Вот и детство кончилось» ? А если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника». Дело в том, что мотивационная готовность не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. А пока без формирования внутренней позиции школьника, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

А теперь давайте разберемся, что такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета, и начинают этому обучать своих детей чуть ли не с пеленок. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное - это наличие более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя». Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец.

Перейдем к волевой готовности - умению слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.

И еще один вопрос: слышит ли рука глаз? Мышцы руки у ребенка должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У ребенка должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков.

Конечно, ребенок не становится школьником за один день. Задача родителей - формирование психических качеств, необходимых школьнику. И делать это надо не вопреки тем качествам, которые характерны для дошкольника, а на их основе. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе - это исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть, играть в ролевые, сюжетные и , что самое важное для школы, в игры с правилами. Особенно важны в этом отношении сюжетно-ролевые игры. Именно в них ребенок практически осваивает отношения между людьми, распределение функций между ними. «Проработав» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребенок может высвободить энергию для интеллектуального, познавательного развития, которое происходит более продуктивно, если ребенок не устает от других детей, а общение с учительницей не является для него отдельной сложной задачей.

Но вот решение принято, ребенок пошел в школу. Родителям стоит насторожиться, если:

  • у ребенка появляется необоснованная агрессивность или, наоборот, пассивность;
  • он начал часто болеть;
  • у него появилась патологическая неуверенность в себе;
  • он выражает нежелание идти в школу;
  • он избегает общения со сверстниками.

Все эти признаки свидетельствуют о плохой адаптированности ребенка к школе.

Напоследок хочу дать несколько советов. Прежде чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который предположительно будет обучать вашего малыша. Вообще в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Узнайте, кто ведет группу продленного дня, сколько учеников ожидается в вашем классе. Посоветуйтесь с родителями, дети которых учатся в этой школе.

Постарайтесь выбрать школу заранее, чтобы успеть в случае неудачи попытаться поступить в не самую плохую из них. Не откладывайте знакомства со школой до августа: это затрудняет работу школьной администрации и всегда производит плохое впечатление. Подавая документы, имейте в виду, что родители имеют право присутствовать при собеседовании учителя или психолога с ребенком.

Если вы прочли все написанное, то, значит, вы серьезно относитесь и к школе, и к своему ребенку. Однако серьезность не исключает радости: школа - это в первую очередь праздник, праздник познания. Я уверена, что вы сумеете миновать все неприятности, которые иногда возникают вокруг маленького школьника, и что учеба принесет вам много гордости за своего ребенка.

подготовила Злата Балика

материал предоставлен журналом «Вы и Ваш ребенок»

Запись на приём

Администратор клиники свяжется с Вами в течение нескольких минут

ФИО
Ваш телефон

Обращаем ваше внимание!

Запись на прием происходит только после того, как вам перезвонит администратор клиники и согласует с Вами точную дату и время приема.

Если Вы оставляете заявку после 20.00, то администратор свяжется с Вами после 8.00 на следующий день.

Вызов врача на дом

Администратор клиники свяжется с Вами в течение нескольких минут

Ваше имя*
Ваш телефон*

Обращаем ваше внимание!

Вызов врача осуществляется только после того, как вам перезвонит администратор клиники для уточнения необходимой информации.

Если Вы оставляете заявку после 20.00, то администратор свяжется с Вами после 8.00 на следующий день.

Заказ звонка
ФИО
Ваш телефон
Записаться на приём
Обращаем Ваше внимание на то, что запись на прием происходит только после того, как Вам перезвонит администратор клиники и согласует с Вами точную дату и время визита с учетом Ваших пожеланий.
Ваш ФИО
Ваш телефон
Врач или процедура
Запись на приём

Администратор клиники свяжется с Вами в течение нескольких минут

Ваше имя*
Ваш телефон*

Обращаем ваше внимание!

Запись на прием происходит только после того, как вам перезвонит администратор клиники и согласует с Вами точную дату и время приема.

Если Вы оставляете заявку после 20.00, то администратор свяжется с Вами после 8.00 на следующий день.